"Система монастырского правления и конкретные формы борьбы императоров за возвращение реальной власти (XI-XIV вв.)".

Глава 1. "Система регентства и канцлерства при доме Фудзивара (Период Хэйан)". Суть данной системы правления регентов (сэссё) и канцлеров (кампаку) - сэккан сэйдзи в том, что представители дома Фудзивара, используя родственные отношения с императорской фамилией, стали править в государстве от лица императоров.

Глава 2. "Зарождение и формирование системы инсэй". Система монастырского правления, зародившись как безобидная "отставка" или "уход от дел", в течение периода Хэйан превратилась в грозное оружие императоров в борьбе за власть. Система инсэй - это первая, наиболее успешная попытка японских императоров уйти из-под влияния дома Фудзивара.

Глава 3. "Установление власти военного правительства в Камакура".

Глава 4. "Две попытки возврата власти императорскому дому".

Главы, которые составляют данную работу, взаимосвязаны по принципу дополнения друг друга, т.е. первая глава является вводной частью ко второй, а третья - к четвертой. Тем самым мы преследовали цель, как можно компактней остановиться на событиях, которые сопровождали зарождение и установление системы инсэй и борьбы императоров за власть.

Работа посвящена первому, наиболее действенному этапу существования системы инсэй, который пришелся на время правления в Японии домов Фудзивара, Минамото и Ходзё.

 Инсэй, как система правления монашествующих императоров, сложилась к концу 11-го века. Суть инсэй заключалась в следующем:

- действующий император или отрекшийся от престола уходил в монастырь. Тем самым он выходил из-под влияния регентов и канцлеров аристократического дома Фудзивара.

- уход в монастырь способствовал тому, что император, добившись поддержки буддистских монастырей, освобождался от тесной опеки Фудзивара или другого аристократического или военного дома, и, как отец или дед действующего императора, оказывал влияние на политику.

Само по себе отречение не было новшеством в японском обществе. Обычай инкё ("удаление на покой" или "уход от дел") был распространен в обществе периода Хэйан. Как правило, отрекались главы семейных кланов Японии. Однако, "удалившиеся от дел" в буддистские монастыри придворные или министры отнюдь не отказывались от мирских забот, а, наоборот, принимали в них самое деятельное участие, опираясь на мощь буддийской церкви. Большинство отрекшихся от мирской жизни императоров принимали буддийское посвящение и получали титул хоо - "священный правитель".

Система инсэй фактически утвердилась только с момента отречения императора Сиракава (1087), хотя основоположником данной практики многие ученые считают императора Госандзё (1068).

В течение XII века материальное положение и политическое влияние экс-императоров значительно возросло. Они стали представлять реальную угрозу для власти Фудзивара. Но тот факт, что одновременно могло существовать несколько экс-императоров при одном действующем, негативно сказался на борьбе императорского дома за власть в стране. Причина многочисленных постригов в монахи среди императоров была фракционная борьба за влияние при дворе и, соответственно, за престолонаследие. По сути дела реальной властью мог обладать только один из них, так называемый "старший" или "главенствующий" экс-император - хонъин. В свое время подобного статуса достигали лишь три императора-монаха - Сиракава-ин (годы монашества 1087-1129), Тоба-ин (1129-1156), Го-Сиракава-ин (1158-1192).

Система инсэй означала новый этап в развитии японского государства. А именно, произошло оформление самостоятельного императорского дома, подобного по своей структуре другим крупным домам кугэ, с собственной экономической базой и механизмом управления. Ветвь сэкканкэ дома Фудзивара с того времени утратила положение соправителя, хотя и сохранила привилегию выдавать своих женщин за наследников трона и императоров. Дуальность верховной власти сохранилась. Однако, ее сущность разительно изменилась: в основу легли отношения между отцом и сыном, т.е. произошел переход от родственных связей по материнской линии к связям по отцовской.

Особое внимание в работе уделено относительно серьезным попыткам экс-императоров вернуть себе власть. Имеются в виду императоры Готоба (1180-1239) и Годайго.

В рассмотренный период (XI-XIV вв.) в Японии назрел глубокий кризис, охвативший, в первую очередь, высшие слои общества, которые вели между собой борьбу за власть. Сначала борьба велась между усилившимися как в военном, так и в экономическом плане домами Тайра и Минамото. Затем она вылилась в противостояние внутри дома Минамото, которое способствовало приходу к власти дома Ходзё. Именно в правление этого дома была предпринята первая попытка возврата власти императорской семьей в лице императора Готоба.

Весной 1221 г. Готоба поднял войска против Ходзё. Многие исследователи отмечают, что императором руководило чувство мести за своего брата - малолетнего императора Антоку, увезенного Тайра. Его возмущал тот факт, что император всего лишь пешка в чьих-либо руках.

Однако скорое поражение императора Готоба не заставило себя долго ждать. Причинами поражения стали:

- Плохая организация императорского войска, которому противостояли хорошо подготовленные отряды бакуфу. Кроме того, войско императора Готоба было разнородным, каждая часть преследовала свои цели.

- Власть дома Ходзё была еще достаточно сильной, чтобы отражать нападки домов, претендовавших на главенство в стране. На тот момент в Японии еще не сформировалась сила, способная противостоять Ходзё в политическом и военном плане.

Поражение в годы Дзёкю (весна 1221) окончательно ослабило экономическую основу императорского дома. Ходзё подорвали авторитет японских императоров, определив каждому из них свое наказание, лишив экономической базы императорский двор и возложив на себя решение вопросов о престолонаследии. Поражение годов Дзёкю явилось настолько сильным ударом для двора, что потребовалось более века для того, чтобы подготовить новое выступление против власти Ходзё.

Вторая попытка 1332-1333 гг. вернуть власть императорскому дому была предпринята императором Годайго. Она увенчалась успехом.

Годайго взошел на трон в 1318 г. в возрасте 31 года, он был энергичен и имел четкие политические цели. Годайго стремился покончить с системой раннего отречения императоров, ликвидировать систему инсэй со всеми ее институтами, сосредоточить власть в руках императорского дома. Ограничения, введенные бакуфу, только утвердили его в правильности выбранного пути _ возродить лучшее время японской государственности, которое, по его мнению, приходилось на годы правления императора Дайго (897-930).

Прежде, чем выступить против бакуфу, император Годайго заручился военной и экономической поддержкой буддистских монастырей. Кроме того, командующий войсками бакуфу Асикага Такаудзи, почувствовав, что Годайго недалек от того момента, когда станет правителем, перешел на его сторону.

Регент Ходзё покончил с собой. Годайго попытался править единолично. Годайго стремился установить "правильное правление", сконцентрировать в своих руках власть. Он хотел поставить под контроль императора все действия государства. Военачальники Годайго, покончив с Ходзё, ожидали решений, отвечавших не только интересам двора, но и их собственным стремлениям, но так и не дождались их. Поэтому вполне естественно, что Годайго не сумел удержать власть в своих руках, и недовольные военачальники не простили этого императору...

В работе над данной темой было задействовано немало исследовательских трудов на английском, русском и японском языках. Однако, в первую очередь, следует отметить работу японского ученого Такэути Ридзо "Буси но тодзё" ("Восхождение на политическую арену класса самураев"). Название книги достаточно четко характеризует вопрос, которому она посвящена, однако в ней довольно подробно рассказывается о ситуации, в которой происходило зарождение инсэй - системы правления монашествующих императоров. Автор представил историческую картину конца эпохи Хэйан, отразив и борьбу военных кланов, и попытки императоров освободиться от тесной опеки клана Фудзивара и других домов.

Так же следует отметить книгу Хасимото Ёсихико "Хэйан кидзоку сякай кэнкю" (Изучение аристократического общества периода Хэйан). В своей работе Хасимото представил многочисленные оценки ученых, занимавшихся проблематикой, которая имеет непосредственное отношение к периоду Хэйан. Он подробно рассматривает политическую структуру общества, уделяя немало внимания системам инсэй и сэккан сэйдзи.

Из книг, которые были переведены на русский язык, интерес представляют такие книги, как книга Сато Хироаки "Самураи: история и легенды". В этой книге органично сплетаются в единое целое самые разные выдержки из различных исторических хроник, мифологических сказаний, сочинений самих самураев и художественных произведений. Все вместе они создают яркую и многоплановую картину жизни самураев и, в некоторой степени, императорского двора. Спектр задействованных в данной книге источников довольно широк: от официальных хроник до возвышенных сочинений в китайском стиле и современных описаний.

Также скажем несколько слов в адрес книги Хогэн моногатари (Сказание о годах Хогэн). Это историческая хроника переведена на русский язык со старо-японского Гореглядом В.Н. Все герои этой хроники - реально жившие люди, а события, описанные в ней, - исторические факты, имевшие место именно там, где они происходили, и именно тогда. "Сказание о годах Хогэн" проникнуто одной общей идеей - идеей греховности выступления против монаршей власти и неизбежности поражения такого выступления. Следует отметить, что перевод "Сказания о годах Хогэн" на русский язык публикуется впервые.

Из монографий русских авторов отметим книгу Толстогузова А.А. "Очерки истории Японии VII-XIV вв. Становление феодализма". Автор попытался проследить историю становления феодализма от его истоков и вплоть до начала периода Муромати (XIV в.), монография Паскова С.С. "Япония в раннее средневековье. VII-XII вв." больше относится ко времени правления дома Фудзивара (эпоха Хэйан), первый том общей работы группы московских ученых под руководством Жукова А.Е. "История Японии. С древнейших времен до 1868 г.".

Несколько слов скажу о книгах англоязычных авторов. Это первый том известной работы Дж. Сэнсома "A History of Japan to 1334", в которой подробно освещено развитие событий касательно не только нашей темы. Книга А. Морриса "The World of the Shining Prince (Court life in Ancient Japan)" представляет общую картину придворной жизни периода Хэйан на основе взаимоотношений императорского двора и аристократического клана Фудзивара.

Хотя работа охватывает временной отрезок с XI по XIV вв., нельзя утверждать, что время существования инсэй ограничивается только этим периодом. Нет, просто в это время японский императорский двор добивался наиболее ощутимых побед над правящими в стране семейными кланами в своих попытках возвратить реальную власть, но, в первую очередь, из-за политической недальновидности и внутренних раздоров они упускали из своих рук бразды правления.

Rambler's Top100



Hosted by uCoz